Сантехфорум

Водопровод и канализация

Строительный портал

Насосные станции и очистные сооружения

kanalizacionnye-nasosnye-stancii.jpg

Канализационные

vodoprovodnye-nasosnye-stancii.jpg

Водопроводные

pozharnye-nasosnye-stancii.jpg

Пожарные

Завод Адмирал производит комплектные насосные станции для нужд водоснабжения, пожаротушения и канализации.
Сайт завода Адмирал:
 admiral-omsk.ru

Правила сварки полипропиленовых труб

 

Прогресс не стоит на месте, постоянно появляются новые технологии и материалы для разного рода сфер применения. Это касается и отопительных или водопроводных систем, на смену металлическим трубам приходит современный полипропилен. Такой материал имеет преимущества перед аналогичными деталями по удобству монтажа и срокам эксплуатации. В данной статье рассмотрен процесс сварки полипропиленовых труб, преимущества и недостатки указанного материала, и его виды.

Содержание

Виды полипропиленовых труб
Процесс и правила сварки полипропиленовых труб
Типичные ошибки во время сварки полипропиленовых труб

Виды полипропиленовых труб

полипропиленовые трубы

Трубы, выполненные из полипропилена, в зависимости от химических добавок бывают нескольких цветов:

  1. Белая труба считается наименее прочной и предназначена для устройства водопроводных систем внутри помещения и только для холодной воды. Она способна выдержать давление до 7 атмосфер и не устойчива к воздействию низкой температуры.
  2. Изделие серого цвета имеет в своем составе полиэтилен и поэтому является более прочной. Такая труба пригодна для строительства системы горячего водоснабжения.
  3. Деталь с содержанием большого количества полиэтилена, устойчива к воздействию ультрафиолета, может использоваться в подземном трубопроводе.

Также трубы из полипропилена бывают армированные и не армированные. Армировка стекловолокном или алюминием увеличивает ресурс изделия и его устойчивость к воздействию высокой температуры в несколько раз. Армирующий слой расположен в средней части по всей длине и не требует зачистки или другой дополнительной обработки.

Производители труб из полипропилена указывают в технической документации на изделие максимальный срок эксплуатации до 50 лет, но стоит учитывать, что это возможно только при соблюдении всех условий строительства и не нарушать технический регламент детали.

Соединение отрезков производится с использованием специальных фитингов, которые изготовлены из того же материала и стыкуются путем высокотемпературной сварки. Для проведения таких работ применяется сварочный аппарат с нагревательным элементом и различными насадками, которые соответствуют диаметру монтируемой трубы. Фитинги бывают полностью из полипропилена или комбинированные с металлической резьбой. Комбинированные муфты используют для стыковки полипропиленового трубопровода к кранам или отрезкам труб из металла. Все резьбовые соединения нуждаются в дополнительной герметизации уплотнительной лентой или сантехническим льном.

Процесс и правила сварки полипропиленовых труб

сварка полипропиленовых труб

Проводить работы по монтажу трубопровода из полипропилена необходимо в несколько этапов:

  1. Подготовка сварочного аппарата. Не стоит путать аппарат для сварки металла с прибором для пайки пластиковых труб, который часто называют утюгом, так как в процессе работы не происходит открытого возгорания, а стыковка осуществляется при нагреве трубы и фитинга до рабочей температуры с помощью нагревательного тэна. При подготовке прибора нужно проверить качество затяжки насадок, соответствует ли сечение электрического кабеля заявленной мощности утюга.
  2. После проверки оборудования, его можно подключить к сети и установив необходимую для работы температуру начать нагрев насадок. Важно соблюсти чистоту нагревательного элемента, чтобы на нем не было посторонних предметов или пыли.
  3. Место стыковки также следует очистить от загрязнения, при необходимости просушить. Попадание воды или другой жидкости на стык во время пайки не допустимо, так как разогретый полипропилен не сможет приклеиться к стыковочному фитингу, в результате чего соединение не будет герметичным. Срез трубы должен быть под углом в 90 градусов, его делают специальными ножницами вручную.
  4. Когда сварочный аппарат нагрелся до нужной температуры, в насадку с одной стороны вставляется отрезок трубы, а с другой стыковочный фитинг, при этом в муфте нагревается внутренняя часть, а в трубе наружная. Время для полного нагрева трубы для каждого диаметра и состава разное, чем больше диаметр, тем дольше происходит разогрев. Необходимо ровно удерживать изделия в нагревательном элементе, не допускать изгибов стыков и изменения глубина расположения в насадке.
  5. После достижения температуры плавления полипропилена, резким движением труба и фитинг вынимаются из насадки и стыкуются между собой путем сдавливания. При этом на теле трубы образуется температурный валик, что говорит о правильном нагреве и формировании качественного и герметичного стыка. Также не допускается менять усилие сжатия до остывания шва, чтобы труба в горячем состоянии не выдавилась из фитинга.
  6. После полного остывания стыковочного шва можно проводить дальнейшие манипуляции. У каждого диаметра трубы время остывания разное, в среднем оно составляет от 10 до 30 минут. Не стоит проводить какие либо работы с неостывшим соединением, так как его внутренняя часть остается пластичной и можно нарушить герметичность стыка или полностью его сломать.

Трубы диаметром от 20 до 63мм., необходимо паять только с использованием переходных муфт и фитингов, трубопроводы  большего сечения можно сваривать и без дополнительных элементов методом стыковой сварки.

Многие производители сварочных аппаратов для полипропилена, изготавливают оборудование с регулятором температуры. В данном случае в его присутствии нет необходимости, так как температура, при которой проводится сварка трубы, составляет не менее 260 градусов и регулировать ее в меньшую сторону не нужно. Также бывают аппараты бытового и промышленного назначения, они отличаются в основном количеством нагревательных элементов, их мощностью и размерами. Бытовые приборы не предназначены для нагрева трубы диаметром выше 32мм., их можно использовать только для монтажа трубопровода с не большим сечением с использованием соединительных фитингов. Мощность такого приспособления составляет от 1 до 1,5 кВт, что вполне достаточно для кратковременной работы в бытовых условиях.

Типичные ошибки во время сварки полипропиленовых труб

Недостаточный нагрев сварного стыка

Хотя процесс монтажа трубопровода из полипропилена кажется сравнительно простым, многие строители допускают ряд ошибок, которые влияют на качество стыка и эксплуатационные характеристики магистрали в целом.

Основной ошибкой является перегрев или не достаточный нагрев сварного стыка. Иногда мастер слишком торопится завершить работу и не выдерживает необходимый интервал времени нагрева трубы, а затем излишним давлением пытается вмонтировать отрезок в муфту, что приводит к формированию слабого стыка. Или наоборот, считая, что крепость сварки зависит от времени нагрева, передерживает трубу в насадке. При этом внутренняя проходная часть изделия уменьшается из-за температурной деформации, а на наружной части трубопровода образуется избыточный шовный валик. Для того чтобы избежать указанных дефектов необходимо строго соблюдать временной интервал нагрева полипропилена.

Попадание воды на сварной шов. Чаще всего такая ошибка случается при проведении работ на действующем водопроводе или теплопроводе, в которых нет возможности полного осушения трубы. В случае попадания воды на нагретую трубу, ее поверхность быстро остывает и склеивание двух деталей не возможно.

Также к пагубным последствиям может привести попадание песка, грязи, земли, волос и других инородных предметов и загрязнений на нагретую часть фитинга или магистрали. Склеиваемые изделия не смогут плотно прилегать друг к другу и, даже если сразу герметичность не будет нарушена, плотность трубопровода может быть потеряна в процессе эксплуатации.

Причиной повреждения магистрали может быть банальное пренебрежение правилами строительства трубопровода из полипропилена. Не соблюдение сроков охлаждения стыка или избыточное давление во время сварки, при этом труба слишком глубоко входит в фитинг и проходной диаметр уменьшается. При недостатке опыта в проведении таких работ, нужно выполнить тренировочную сварку, при которой стыкуется отрезок трубы с муфтой, после полного остывания делается поперечный разрез, и качество сварки проверяется визуально. Если нет видимых дефектов, то можно осуществлять строительство магистрали самостоятельно.

Не рекомендуется проводить монтаж трубы большого сечения без привлечения специалистов или без соответствующего оборудования, так как даже если сварной шов, на первый взгляд окажется прочным, его технические характеристики будут гораздо ниже.

Закрыть меню